Один из быстрых техник лоскутного шитья


Опубликовано: 12.09.2017, 07:57/ Просмотров: 140


Волшебные техники лоскутной мозаики

На первый взгляд, шитье по предложенным геометрическим схемам кажется очень сложным, особенно работа над такими вариантами, как «Алмаз», «Роза» или «Колодец». Но как это ни парадоксально, шить именно по отработанным за два века схемам намного проще, нежели из лоскута творить свободную композицию, особенно для начинающей мастерицы.

Эти симпатичные полоски

Это один из видов лоскутной техники, наиболее простой и быстрый в лоскутном шитье. Он и появился благодаря швейной машинке. Считается, что чем мельче полоска, тем интереснее получается работа. Из полосок можно выстроить радужный ряд, располагая их в цветовой растяжке, сложить как паркет или сделать из них основу для квадрата. Но для начала полоски нужно изготовить.

Раскрой полосок

Полоски одинаковой ширины кроят по шаблону, обязательно по долевой нити и никогда по косой (не путайте с раскроем ткани на полоски для окантовки – там кроят по косой). Иногда, когда не хватает ткани, кроят по поперечной нити. Шаблон накладывают на изнаночную сторону ткани параллельно кромке. Размечая ткань на полоски, не забывайте о припусках на швы. Если не хватает ткани, то полоски сшивают. Для этого одну полосу прикладывают под прямым углом к другой (лицевая к лицевой) и сострачивают по косой под углом 45 градусов. 

Сшивание полосок

Сострачивать полоски для художественного изделия удобно на основе.

Стачивание полосок на основе. На основу кладут полоску лицевой стороной вверх. Вторую полоску кладут на первую лицевой вниз и пристрачивают к основе. Шов отутюживают «на ребро».

Шитье полосок

Нарезанные и разложенные по цвету полоски начинайте пришивать с правой стороны основы. На первую полоску положите вторую, лицевая к лицевой, и приколите их булавками шитья к основе. Прострочите вместе с основой. Выньте булавки и отутюжьте шов на одну сторону – «на ребро», а затем отверните и проутюжьте обе полоски с лицевой стороны. Третью полоску наложите на вторую и также пристрочите вместе с основой.

Аналогично заполните весь нужный формат. Потом прогладьте полотно через влажную тряпку и срежьте лишнюю ткань.

Полоски для утилитарных целей (карманов, каймы) сострачивайте без основы, сначала – в цельное полотно и лишь потом разрежьте поперек на нужный формат. Можно из нарезанных из сшитого полотна полос составить квадратный блок.

Полотно, состроченное из полос, нарезают на квадраты. Квадраты из полосок формируют в блоки

Диагонально расположенные полоски очень красивы и могут украсить любое изделие. Их сшивают на основе, начиная шить от центра изделия. На основу по диагонали и строго по центру уложите первую полоску. К ней с обеих сторон пристрачивайте (так же, как и прямые полоски на основе), сохраняя цветовой порядок, другие полоски, пока не заполнится формат. Из четырех состроченных форматов можно составить квадратный блок с диагональным расположением полос.

 На основу строго по центру прикалывают первую полоску

Вторую полоску кладут на первую лицевая к лицевой и пристрачивают к первой и основе

Шов разглаживают, углы обрезают 

Пристрачивая полоски в обе стороны, заполняют весь объем

Постепенно, в течение двух веков, выработались три основные схемы шитья из полосок: «Елочка», или «Паркет», «Пашня» и «Колодец».

«Елочка» («Паркет»)

Для данной лоскутной техники необходимы лоскутные заготовки из квадрата и полосок. К квадрату пришивают полоску первого яруса. Ее длину не отмеряют, так как после притачивания излишки ткани отрезают. Сразу следует отутюжить шов и разложить его на две стороны. Вторую полоску пришивают к другой стороне квадрата и захватывают и первую полоску. Второй шов будет идти перпендикулярно первому шву. Шов опять утюжат и раскладывают на две стороны. Так получается первый ярус «Елочки».

Далее аналогично пришивают к первой полоске третью, а ко второй – четвертую, и таким образом, добавляя еще полосы (или не добавляя), получают нужный элемент.

Чтобы узор получился красивым, надо придерживаться следующих правил.

? Квадрат должен быть активным по цвету или рисунку, то есть нести на себе акцент всей композиции.

? Ширина полос каждого яруса должна быть одинаковой.

? Каждый последующий ярус по ширине может быть либо таким же, как первый ярус, либо отличаться от него в зависимости от задачи автора.

? Желательно, чтобы ширина шва у всех полосок была одинаковой (предпочтительная ширина – 0,5—0,7 см).

? Нельзя нарушать последовательность притачивания полос друг к другу.

«Пашня»

Эта композиция – своеобразная имитация борозд на вспаханном поле. Для «Пашни», чтобы сохранить и подчеркнуть динамику полос, следует выбирать ткани, близкие по цветовой гамме и с мелким набивным рисунком. Подобный орнамент интересно сшить из атласных лент, чередуя лицевую и изнаночную стороны.

Сначала готовят бумажный шаблон квадрата-основы. Квадрат разбивают на три участка, границы которых сходятся под прямым углом. Каждый участок разбивают на ряд параллельных полос. На каждый участок и на полосы делают шаблоны из картона. Полосы сшивают лицевая к лицевой в последовательности, показанной на рисунке, шов утюжат. Величина припуска – 0,5– 0,7 см. Излишки ткани срезают.

Схема раскроя и сшивания полос в «Пашне»

Каждый участок собирают отдельно и потом только сшивают в общий квадрат. Сначала участки 1 и 2 (по часовой стрелке), а потом к ним пришивается участок 3.

«Колодец» («Американский квадрат», «Сруб», «Прямой желоб»)

Данная лоскутная техника была очень популярна в Америке и Европе, и ей уже не меньше двухсот лет. В основе ее лежит геометрическая фигура квадрата, которая составляется из полос. Полоски ткани именуются «бревнами».

Существуют два варианта соединения «бревен» в квадрат. В обоих вариантах центральной фигурой будет лоскут в виде квадрата, а вот схема сборки полосок – «бревен» разная.

Первый вариант сборки «Колодца»

Сначала к центральному квадрату пришивают полоску

Схема сшивания «Колодца»

Начальным элементом композиции, на котором делается цветовой акцент, является квадрат. Первые две полоски пришивают к квадрату так же, как и в композиции «Елочка», соблюдая те же правила шитья. Каждую новую полоску («бревно») притачивают так, чтобы захватить предыдущий элемент. Двигаться нужно по часовой стрелке, постепенно наращивая первоначальный квадрат ярусами «бревен».

Естественно, что цветовое решение работы может быть различным, но особенно красиво в данной схеме смотрится цветовая растяжка: от темного квадрата к светлым полосам, что дает эффект колодца, либо от светлого квадрата к темным «бревнам» – создается эффект космической глубины. И в том, и в другом варианте яруса «бревен» пришивают, соблюдая возможную цветовую растяжку, что дает возможность достигнуть объемного восприятия композиции.

Яруса «бревен» могут быть одинаковыми по размеру, или композиция может заканчиваться ярусом из более широких полос. В принципе такую композицию можно расширять до бесконечности и сделать ее, например, во всю стену. Главное, чтобы в конце она имела цветовое логическое завершение – темный, светлый или цветной ярус (исходя их придуманного вами квадрата), собирающий всю композицию.

Иногда данный вариант выполняют с диагональной цветовой разбивкой. Центральным элементом остается квадрат, а остальную композицию выстраивают по диагонали – вся схема условно делится диагональю на две части. Так, «бревна», расположенные по одну сторону диагонали, изготавливают из ткани насыщенного тона (желательно тоже в растяжке), а «бревна» по другую сторону диагонали – из более светлой ткани.

Чтобы облегчить себе работу и не запутаться в цветах и «бревнах», желательно сделать четкий цветовой эскиз. В остальном принцип сшивания «бревен» остается таким же, как и при основной схеме.

Второй вариант сборки схемы «Колодец»

В этом варианте в центре также доминирует квадрат, но последовательность сборки «бревен» относительно основного элемента – другая. К двум противоположным сторонам квадрата пристрачивают по одинаковой полоске («бревну»). Затем к двум другим противоположным сторонам квадрата пристрачивают «бревна», которые по длине перекрывают первые «бревна». Так завершается первый ярус композиции. В дальнейшем, соблюдая первоначальную последовательность притачивания, наращивают композицию от яруса к ярусу до нужного размера (любого).

Смещение центра и применение полос разной ширины дает оптический эффект глубины

Одинаковые полоски пристрачивают с противоположных сторон центрального квадрата параллельно друг другу

Данная композиция тяготеет к другим цветовым решениям – по парной разбивке цвета на параллельных «бревнах». Иногда делают и диагональную разбивку цветового решения, но в этом случае весь квадрат делят на четыре части двумя диагоналями и цветные «бревна» располагают попарно, относительно сторон центрального квадрата. Варианты бесконечны.

Квадрат может располагаться и совсем не в центре, а сбоку. Но принцип сборки остается тем же.

Квадратики

Это одна из самых распространенных старинных простых техник, в основе которой лежит квадрат. Можно сшивать квадраты любых размеров – от гигантских до клочков в почтовую марку – и в любой последовательности. Но определенную прелесть представляют изделия из квадратов, объединенных в различные геометрические фигуры. Это может быть и простой узор шахматной доски (двуцветный), или «ход конем» (трехцветный), или многоцветное поле из разных лоскутов, но подчиняющихся геометрическому порядку, шахматная диагональ и прочее. Вариантов, в зависимости от вашего мастерства и фантазии – множество.

Шитье из квадратиков

Сшивание квадратов

Прежде чем приступать к шитью, сделайте на миллиметровке уменьшенный эскиз будущего полотна.

Предположим, что ваше квадратное изделие состоит из четырех цветных квадратиков, объединенных в определенный рисунок. Сшивать квадратики нужно по порядку и сразу в полосы.

Начните, например, с верхнего ряда. Первые два лоскутка пристрочите друг к другу лицевой стороной внутрь, затем проутюжьте припуски на швы либо на две стороны, либо на сторону более темного квадрата, чтобы припуски не просвечивали наружу. Затем, следуя вашему эскизу, пристрочите оставшиеся квадраты верхнего ряда и обработайте швы.

Аналогично изготовьте и другие полосы.

Потом полосы сложите лицевыми сторонами внутрь, сколите их булавками точно по машинным швам перпендикулярно будущей строчке и прострочите.

Соединив все полосы в единое полотно, отутюжьте припуски на швы. Потом переверните изделие и отутюжьте готовый образец на мягкой подстилке (чтобы не проступил рельеф припусков на швы).

Композиция из четырех квадратов

Шахматные узоры

Рассмотрим самые простые способы сшивания «шахматного» полотна.

«Шахматка»

Она делается из двух тканей контрастной расцветки. Можно квадратики сшивать в полосы. Но еще проще сначала сострочить одинаковые цветные полосы в единое полотно, а затем, отметив размер заданных квадратов (не забывайте о припусках на швы с двух сторон квадрата!), разрезать на новые полосы. Каждую вторую полосу переверните «вверх ногами», и на вашем полотне сразу образуется шахматный узор. Теперь осталось только сострочить полосы между собой.

 Полосы сшивают в полотно

Полотно расчерчивают на полосы, идущие в другом направлении, и разрезают 

Каждую вторую полосу переворачивают «вверх ногами»

Получается шахматная доска

Шахматный узор по диагонали

Возьмите несколько различных по цвету полос и сострочите их в единое полотно. Затем, разметив полотно на заданные квадраты (не забывайте оставлять припуски на швы!), разрежьте полотно на полоски. Теперь разложите получившиеся полосы так, чтобы каждая полоса смещалась на один квадрат относительно предыдущей, и аккуратно их сшейте.

Теперь сверху и снизу срежьте углы, и у вас получится ровная полоса из диагональных квадратиков. Вы можете использовать получившееся полотно в качестве декоративной каймы или просто пришить получившуюся фигурную полосу приемом аппликации, например на подол юбки.

Сшитое из разноцветных полос полотно разрезают на поперечные полосы 

Полосы раскладывают так, чтобы они были сдвинуты на один квадрат

Срезав углы у получившейся полосы., получают орнамент из диагональных квадратиков

Шахматный узор в виде ромбов

Для изготовления такого узора необходимо нарезать и сшить полоски разноцветной ткани, а затем из получившегося цельного полотна нарезать новые полосы под углом 30, 45 или 60 градусов. Ширина полос должна быть равна стороне ромба плюс 1,5 см – припуск на швы. В собранном виде эти косо нарезанные детали сами собой образуют ромбы.

Из ромбов, состроченных в таком виде, можно собрать знаменитую «Американскую звезду».

Схема шитья узора в виде ромбов

Шахматный узор в виде шевронов

Этот узор напоминает отражение в воде. Двуцветные полоски сострочите вместе в два полотна, чередуя их по цвету. Затем от каждого полотна под нужным вам углом отрежьте одинаковые косые полоски, зеркально расположенные друг к другу. Когда вы сошьете получившиеся полоски, чередуя их, то у вас получится шеврон. Останется только сверху и снизу обрезать ненужные углы на 0,75 см. 

Изготовление шевронов

«Квадрат в квадрате»

В основе этой композиции лежит квадрат. Сборка задуманного изделия начинается от центра. Каждый ярус, состоящий из четырех равнобедренных треугольников, визуально как бы увеличивает первоначальный квадрат.

Для каждого яруса выкраивают свой шаблон прямоугольного треугольника, гипотенуза которого равна стороне центрального квадрата. Каждые четыре одинаковых треугольника пристрачивают к четырем сторонам квадрата. Получается как бы квадрат в квадрате.

Как правило, эту схему шьют на основе, используя ткань или флизелин. Размер основы равен задуманной композиции. На основе отмечают четыре пересекающиеся линии: две по диагонали и две перпендикулярные им. Затем в центре прикрепляют лицевой стороной вверх центральный квадрат. К одной из сторон квадрата прикалывают треугольник лицевой стороной вниз и стачивают вместе с основой, оставляя припуски на шов. Пристрочив подобным образом все четыре треугольника, сверяют, совпадают ли углы получившегося квадрата с линиями на основе.

Таким образом настрачивают все ярусы квадратов. Эта техника еще имеет название «Алмаз» и часто рассматривается как схема шитья из треугольников. Чередование цвета по ярусам придает изделию графичность и эффектность. Количество квадратов ограничивается только фантазией автора.

Схема пришивания лоскутов

«Русский квадрат»

Несколько сложнее национальная русская техника «Русский квадрат». В основе схемы лежит квадрат, и первый, и второй ярусы, составленные из четырех равнобедренных треугольников, тоже образуют квадраты. Получаются как бы три квадрата – один в другом: центральный и два яруса. Третий и последующие ярусы включают в себя уже по четыре угловых квадрата и по четыре полосы. Схема шитья двуцветного «Русского квадрата» следующая.

Схема пришивания треугольников 

К центральному квадрату пришивают четыре равнобедренных треугольника контрастного цвета. Затем к каждой стороне получившегося квадрата пришивают по равнобедренному треугольнику цвета центрального квадрата. Третий и последующие ярусы выполняют так: сначала к сторонам квадрата притачивают полосы, длина которых больше стороны квадрата, затем к углам яруса пришивают треугольники. 

Желательно, чтобы все ярусы были одинакового размера или равномерно увеличивались от центра к краям.

Работы в этой технике могут быть и многоцветными.

«Ананас»

Сложная техника, чем-то схожая с «Русским квадратом», «Ананас» шьется из однотонных лоскутков контрастного цвета. В основе композиции располагается цветной квадрат (он может быть дополнительного цвета), к его четырем сторонам по кругу пришивают первый ярус «бревен». Каждая полоска должна иметь припуск на шов 0,5 см с каждой стороны (в длину).

Приложите первую полоску к стороне квадрата (лицевая – к лицевой), пристрочите, загладьте шов «на ребро», отверните, отгладьте и срежьте излишек. Все остальные полоски этого яруса притачивайте аналогично первой так, чтобы каждая перекрывала сторону квадрата и 0,5 см бокового среза предыдущей полоски.

Второй ряд полосок (контрастного цвета) пришивайте параллельно сторонам основы. Чтобы не нарушить контуры центрального квадрата, швы этого яруса должны проходить строго по углам квадрата. Концы полосок выходят за срезы полосок первого ряда на расстояние припуска. 

Схема шитья

Аналогичным образом пристрочите все остальные ярусы полос (не забывайте делать их разного цвета). Когда у вас будет набран желаемый объем, то в образовавшиеся углы по бокам вшейте треугольники (можно в цвет центрального квадрата).

«Крейзи» («Безумные лоскутки»)

Английская техника XIX века «Крейзи» (она же – «Безумные лоскутки», «Спираль», «Карусель», «Роза») – композиция из асимметричных лоскутков – была создана для декоративных целей. В ней делали покрывала и скатерти, часто из взаимоисключающих материалов, сочетая, например, бархат с шелком или тюлем. Эта остроумная и оригинальная техника позволяет использовать даже самые мелкие обрезки ткани, оставшиеся от других работ, для создания оригинальных и красивых изделий (см. фото 17 на вклейке). Шьется «Крейзи» на основе, схема шитья следующая.

На основу булавкой прикрепляют лоскут,, в данном случае – треугольник.. К одной из его сторон пристрачивают контрастную по ивету полоску

Сшитые лоскутки разглаживают

К одной из сторон образовавшейся фигуры пришивают очередную полоску контрастного цвета

Сшитые лоскутки снова разглаживают

В центре композиции размещается не квадратный, а треугольный, трапециевидный, но лучше всего – пятисторонний лоскут. Сам центр композиции может находиться совсем и не в центре заданного формата, а, например, в углу, он может быть сдвинут к любому краю, но это не влияет на порядок выполнения работы. К центральному лоскуту в направлении по часовой стрелке пришиваются другие лоскутки произвольной формы и цвета. Чем дальше от центра, тем лоскутки крупнее. Когда композиция заполнит весь блок (квадрат, круг), края подравнивают и обрезают.

Основные правила таковы.

? Центральный лоскуток должен быть ярким, выделяющимся из общей массы лоскута.

? Лоскутки одного цвета не должны соседствовать (иначе они будут восприниматься как одно цветовое пятно); их надо располагать в противоположных сторонах от центра композиции.

? Следует избегать параллельных линий между ярусами.

Эта схема шитья красива сама по себе, и по ней можно сделать, например, чисто белую композицию (включая и центр). Для нее лучше подбирать четко очерченные лоскуты и соблюдать гармоничное их расположение на формате от центра к краям. Эффект будет создан за счет графики линий.

Волшебные треугольники

Треугольник – это магический элемент, который находит свое отражение в эзотерике многих религий. На треугольник возлагалась защитная роль – он нашивался на одежду как некий тотем. Поэтому он чаще других элементов применялся и в вышивке, и в лоскутной технике.

С треугольниками интересно и легко работать. Из них можно составить любой орнамент – квадрат, ромб, сложную звезду и прочие.

Наиболее часто используется прямоугольный равнобедренный треугольник, который кроят по шаблону так, чтобы направление долевой нити на ткани совпадало с одной из коротких сторон. Складывая треугольники по длинной стороне, получают квадрат. Квадраты соединяют в единое полотно.

Прямоугольные треугольники можно не только стачивать основаниями, но и сшивать по короткой стороне, в результате получается полоса. Затем полосы стачивают в единое полотно. Такой метод называется сборка по диагонали. Он требует большой тщательности в подгонке рисунка и стачивании швов сборных деталей.

Нередко приходится сшивать большое количество небольших треугольников, и тогда для быстроты их шьют «флажком»: складывают попарно лицевыми сторонами внутрь, скалывают булавкой и сострачивают на машине – одну пару за другой, не обрезая нитки. Когда все пары треугольников готовы, нитки перерезают.

Шитье «флажком»

Существует и еще один метод, ускоряющий работу с треугольниками, но только с двуцветными.

Сначала вырезают из ткани одинаковое количество квадратов обоих цветов (обязательно оставляют припуски на швы).

Потом квадраты разрезают по диагонали.

Разгладив припуски на одну сторону (более темного треугольника), получают готовые два двуцветных квадрата.

При сшивании квадратов в общее полотно нужно обрезать выступающие уголки припусков.

Затем разноцветные квадраты складывают попарно лицевой стороной внутрь, проводят диагональную линию и прострачивают дважды – с каждой стороны диагонали, оставляя припуски на шов.

Для украшения квадратных или прямоугольных деталей небольшими треугольными вставками используют следующий метод, облегчающий работу.

Нужный уголок выкраивают в виде треугольника, накладывают его (лицевая к лицевой) на квадрат, как показано на рисунке, и пристрачивают. Затем отрезают лишние уголки.

Треугольник отгибают и проглаживают. 

Таким же образом пришивают уголки и к оставшимся углам прямоугольника.

Если треугольники приходится шить из ткани, которая под иглой машины вытягивается, то под строчку подкладывают бумагу.

Наиболее популярные узоры из треугольников – «Мельница», «Звезда», «Алмаз». (Технику «Алмаз» мы уже рассматривали в разделе «Квадрат в квадрате».)

«Мельница»

Этот узор выполняют из ткани двух контрастных цветов и составляют из восьми одинаковых треугольников – по четыре каждого цвета.

Для начала треугольники (например, белый с черным) сшивают по длинной стороне в квадрат. Затем квадраты сшивают вместе, чередуя цвета, – получается полоса.

Окончательно собирают две получившиеся полосы вместе, начиная сшивать от центра (так легче соединить все точки вместе). Припуски на швы утюжат, раскладывая на обе стороны.

Два треуголъника контрастных цветов сшивают в квадрат 

Квадраты сшивают в две полосы

«Звезда»

Это красивая лоскутная техника, имеющая в основе восьмиконечную звезду, базирующуюся на центральном квадрате. Рассмотрим два варианта сборки «Звезды».

Стороны квадрата расположены параллельно краям основы

Для этой композиции используют не меньше четырех видов ткани контрастных цветов и рисунков. Считается, что «Звезда» лучше всего смотрится, если ткань для ее лучей выбрана однотонная, а фоны – с рисунками.

Чтобы не запутаться, что с чем сшить, лучше сначала сделать эскиз композиции. Сама композиция «Звезда» представляет из себя квадрат, состоящий из трех параллельных полос, разбитых на девять квадратов. (Сначала всю композицию разбивают на квадраты, а их – на треугольники.) В первой и третьей полосах крайние квадраты будут состоять из двух треугольников, а средние – из четырех. Центральная по лоса состоит из цельного центрального квадрата и двух примыка ющих к нему квадратов, состоящих из четырех треугольников

Собрав таким образом три полосы, их сшивают вместе, четко соблюдая рисунок.

Можно сшивать треугольники в квадраты, и их уже соединять друг с другом. Но в этом случае сложнее соблюсти строгие геометрические линии.

Схема сборки «Звезды», первый вариант

Стороны квадрата расположены параллельно углам основы

Схема сборки «Звезды», второй вариант 

В этом варианте схема сборки другая. К центральному квадрату по длинной стороне пришивают четыре контрастных треугольника. Получается новый квадрат, расположенный параллельно краям основы. К нему, к верхней и нижней его частям, пришивают полосы, составленные из четырех треугольников (двух квадратов). Затем, точно следуя эскизу, делают две боковые (вертикальные) полосы из четырех квадратов, составленных из восьми треугольников.

Остается только сшить боковые полосы с центральной частью – и «Звезда» готова.

Это трудное шитье из многоугольников

Если с полосами, квадратами и треугольниками можно еще как-то справиться без особой подготовки с помощью швейной машинки, то многоугольники потребуют от вас много терпения и мастерства. Поэтому очень многие мастерицы предпочитают многоугольники собирать вручную.

Ромбы

Ромб – это тоже многоугольник, самый простой их них. Лоскутный ромб можно собрать из двух симметричных треугольников. Здесь важно следить, чтобы рисунок, объединенный в одно целое – в ромб, не сбивался. Рисунок должен быть абсолютно симметричным. Но можно и сразу выкроить по шаблону ромб и составить из него композицию.

«Кубики»

Можно попробовать сшить композицию «Кубики», где ромб с углом 60 градусов будет самостоятельной фигурой. Особенность этой композиции состоит в том, что, помимо правильной сборки элементов, здесь очень важно четко подобрать цвет – света, тени и полутени на кубике, образованном тремя ромбами.

Чтобы «Кубики» получились объемными (а любая ошибка исказит иллюзию объема), сначала необходимо расчертить всю композицию на миллиметровой бумаге и только затем делать шаблон.

Ромбы – простые фигуры, и их можно сострочить на машинке, не вынимая иглу из ткани в углах ромба, а, подняв лапку, поворачивать ткань и строчить дальше. А можно и стачивать вручную, натягивая ткань на картонные шаблоны и сшивая фрагменты между собой. Это уж как вам больше нравится. 

Схема сшивания деталей-ромбов для узора «Кубики»

«Цветок»

Из ромбов выполняют и шестиугольный цветок. Он состоит из шести ромбов или двенадцати треугольников. У ромба в этой композиции должен быть острый угол 60 градусов. Если же цветок состоит из восьми ромбовидных лепестков, то острый угол составляет 45 градусов.

Из таких ромбовидных цветов можно составить композицию (аналог «Бабушкиного сада»), но здесь центр цветка следует выделить, например пуговицей, обтянутой контрастной тканью.

«Бабушкин сад» («Соты»)

Принцип сборки многоугольников рассмотрим на примере схемы «Бабушкин сад», где композиция состоит из многих шестиугольников, объединенных в шестиугольные цветы. Это красивая старинная техника, которой можно украсить салфетки, скатерти, подушки. Другое название этой техники – «Соты», так как шестиугольники напоминают пчелиные соты.

Схема сборки следующая: для каждого шестиугольника изготавливают картонный шаблон (по количеству деталей). Картон не должен быть слишком толстым и твердым, но и слишком хлипкий тоже нежелателен – иначе во время натягивания ткани шаблон может перекручиваться. 

Схема шитья в технике «Бабушкин сад»

Шаблон кладут на изнаночную сторону ткани и выкраивают по нему многоугольник, оставляя припуски на швы. Затем эти припуски загибают на картонку, а параллельные стороны стягивают нитками. Обтянутые таким образом шаблоны складывают лицевыми сторонами внутрь и начинают сшивать между собой плотной ручной строчкой потайным швом (на рисунке показана обратная сторона изделия). Потом картон вынимают, швы утюжат и все изделие сажают на подкладку (можно на клеевой флизелин).

Создание новых узоров

Разобравшись в техниках лоскутного шитья и научившись выкраивать и сшивать все эти ромбы, треугольники и квадраты, вы можете придумать и парочку своих узоров.

Принцип создания нового рисунка очень прост: задуманный рисунок чертится на миллиметровке и раскладывается на квадраты и трегольники, реже – на ромбы, трапеции и прямоугольники. Что-то похожее есть в вышивке крестом. По получившейся схеме делаются основные шаблоны.

Какую бы сложную схему вы ни придумали, принцип соединения деталей остается одинаковым: сначала сшиваются все мелкие лоскутки, затем к ним присоединяются остальные – и у вас получается своеобразный блок, а потом пристрачивается ткань фона и кайма.

Выкроив по шаблону нужные вам лоскутки, разложите их по схеме вашего рисунка, чтобы проверить, как они сочетаются по цвету.

Приведу несколько самых простых вариантов схем, которые помогут вам понять принцип создания рисунков из геометрических фигур. Для всех узоров вам потребуются всего два шаблона – треугольник и квадрат.

«Цветок», первый вариант (см. рис. 2 на вклейке) Блок узора – 25 квадратов, из них 9 квадратов – одноцветных и 16 – двуцветных, составленных из 24 треугольников. Двуцветные квадраты можно стачать скоростным способом, а блок – собирать полосами.

«Цветок», второй вариант (см. рис. 3 на вклейке) Блок узора – 16 квадратов, из них 10 – однотонных и 6 – двуцветных. Двуцветные квадраты (6 штук) стачивают скоростным методом. Блок собирают полосами.

«Тюльпан» (см. рис. 4 на вклейке) Узор составлен из 10 квадратов: 2 – одноцветных и 8 – двуцветных.

«Сердце» (см.. рис. 5 на вклейке) Узор содержит 36 квадратов: 20 – одноцветных и 16 – двуцветных.

«Кораблик» (см.. рис. 6 на вклейке) Композиция состоит из 16 квадратов: 6 – двуцветных и 10 – одноцветных.

«Звездочка» (см. рис. 7 на вклейке) Узор состоит из 9 квадратов: 5 – одноцветных и 4 – двуцветных.

«Кленовые листья» (см. рис. 8 на вклейке) Узор состоит из четырех блоков. Рассмотрим один блок (один лист), он включает 16 квадратов: 12 одноцветных и 4 – двуцветных. Сначала сострачивают каждый блок – один лист, а потом соединяют их в композицию из четырех листьев. Можно сострачивать и полосами, если будет сделана тщательная выкройка.

Как видите, все это очень просто. Вы можете и усовершенствовать на ваш вкус приведенные выше схемы, и создать новые рисунки. Главное – вдохновение.

Техника «Витраж» («Окна Домского собора»)

Для работы в этой технике требуется и большое умение, и большое терпение. Но она того стоит. Изделия, выполненные в технике «Витраж», напоминают цветочную клумбу из объемных, выпуклых цветов, посаженных в шахматном порядке. В композиции используют однотонные ткани и ткани с рисунком. Если ваши цветы выполнены из однотонной ткани, то фон к ним обязательно должен быть пестрым (и наоборот).

Технику изготовления рассмотрим на изделии размером 40 х 40 см.

Предположим, что у вас будут цветы красного цвета на фоне в зеленую пестринку. Для каждого цветка вам потребуется квадратный лоскуток ткани, размер которого должен быть в два раза больше, чем сам цветок. Поэтому для цветка размером 9 х 9 см необходим отрезок ткани размером 20 х 20 см с учетом 1 см с каждой стороны на припуски швов. Вырежьте 16 красных квадратов такого размера.

Из ткани для фона выкройте 32 квадрата размером 5 х 5 см; 8 квадратов согните пополам и разрежьте по диагонали, чтобы у вас получилось 16 треугольников, ими вы будете заделывать фон по краям изделия. Также вам нужно вырезать основу для нижней стороны изделия размером 41 х 41см с учетом припуска, подобрать ткань для каймы, 25 пуговиц для центра цветков (в цвет цветков – красные или желтые).

Сначала делаем цветы.

1. Положите вырезанный для цветка квадрат (20 х 20 см) лицевой стороной на стол и отверните наизнанку по 1 см от каждого края. Отутюжьте края, а если ткань упругая, то и приметайте. Затем совместите в центре углы квадрата и заколите их булавками.

Булавки следует располагать строго посередине образовавшегося треугольника, острием к центру. 

2. Углы у получившегося квадратика заверните к центру так же, как и в первый раз, стараясь аккуратно совместить вершины углов в центре, и опять закрепите их булавками.

3. Затем небольшими стежками скрепите между собой углы треугольников в центре квадрата, прокалывая иглой насквозь все слои ткани.

Сшейте таким же образом оставшиеся 15 квадратов-цветков.

4. Сложив квадратики попарно (лицевая к лицевой), соедините их швом «через край» (стежки должны быть мелкими и частыми). Из пар сшейте четыре полосы, а затем, также вручную, соедините их в квадратное полотно.

5. В центр квадратиков приколите булавками квадратики фона. По краям булавками прикрепите треугольники фона.

6. Теперь, поочередно отгибая края конвертиков на квадраты фона, пришивайте их аккуратно потайным швом так, чтобы получились овальные лепестки.

7. Сделайте таким образом весь центр (края с треугольниками пока не трогайте) и пришейте кайму (рамку). Кайму накладывайте так, чтобы один ее край перекрывал припускной шов, а другой подворачивался под другой припуск на шов. Строчку прокладывайте по двум сторонам.

После того как вы пришьете кайму, можно сделать лепестки по краю, отгибая их на треугольники.

8. В центре цветков желательно пришить пуговицы, подобранные в цвет ткани цветка или обтянутые нужной тканью. Можно по краю к кайме прикрепить рюш и после этого сшить верхнее полотно с цветами с нижней тканью (лицевая к лицевой).

Потом выворачиваете – и изделие готово.

Приведенные выше схемы можно использовать и для создания самостоятельной композиции, и для того, чтобы из изготовленных элементов (например, из квадратов, сшитых по схеме «Колодец») собрать скатерть, покрывало или панно на стену (см. фото 22—24 на вклейке). Не возбраняется использовать эти элементы и в виде вставок в одежде, на сумках.

Много еще чего интересного и неожиданного можно сделать своими руками. Приведенные схемы дают широкие возможности для творчества. Техники лоскутного шитья все время развиваются, и постоянно появляются новые техники. В принципе, каждая мастерица придумывает что-то свое.

Техника «Уголки»

Эта очень милая техника «оживит» любое изделие. В ней можно создавать различные объемные коврики, подушки, панно и игрушки, украшать ею одежду и окантовывать одеяла. К достоинству этой техники можно отнести и то, что она дает возможность использовать многочисленные обрезки лоскута, оставшиеся после работы над масштабными изделиями.

Особенностью техники «Уголки» является то, что лоскутки не сострачивают между собой в единую плоскость, а делают из них треугольники (уголки) и пришивают их слоями на основу. Использовать для уголков можно любой материал, но, как и в других случаях, легче и лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Ткань должна держать форму, хорошо утюжиться и быть однотонной или с мелким рисунком.

В одном изделии предпочтительно использовать ткани одинаковой толщины, или хотя бы для каждого ряда уголков толщина ткани должна быть единой.

Существует несколько способов «складывания» лоскута в уголки.

1. Сначала из лоскута нарезаются квадраты нужного размера. Каждый квадратик складывают по диагонали изнанкой внутрь и утюжат. Получившиеся треугольники еще раз перегибают пополам и тоже утюжат. В итоге образуется уголок в четыре сложения со швом сбоку.

2. Квадрат ткани перегибают сначала пополам изнанкой внутрь, утюжат, а затем подворачивают углы (шов в центре).

Эти два способа применяются в основном для тонких тканей 

3. Для толстых тканей используют прием «уголок в два сложения». Нарезают прямоугольные лоскуты и на одной из длинных сторон ткань загибают на изнаночную сторону на 1 см, утюжат. Затем отгибают углы к средней линии прямоугольного лоскутка и опять утюжат (шов в центре). Этот способ применяют и в том случае, когда ткани совсем немного.  

4. Для сыпучих тканей подойдет прием «уголок в четыре сложения». Ткань (ситец) нарезают по шаблону в форме полукруга. Затем отмечают среднюю линию и подворачивают к ней ткань, утюжат. Еще раз складывают лоскуток пополам и опять утюжат (шов сбоку). Уголок получается с острым кончиком.  

После того как нужное количество уголков приготовлено, их пришивают на основу. Основа должна быть плотная и заранее выкроенная по форме будущего изделия (квадрат, круг, выкройка игрушки).

На основе раскладывают уголки начиная с нижнего ряда. Если уголки сделаны в два сложения, то их кладут швом в одну сторону, и каждый следующий уголок краем немного входит в предыдущий. Если у уголка шов в центре, то его укладывают швом вниз (изнанка изделия), и уголки только касаются друг друга.

Пришивание уголков

Приколов первый ряд булавками, его прострачивают, отступив на 1 см от края. Так как получается довольно толстый слой ткани, строчить нужно более толстой иголкой и ниткой (можно использовать лапку для вшивания молнии). Неплохо для прочности прошить край еще и зигзагом. Далее сверху накладывают следующий ряд уголков, располагая их в шахматном порядке по отношению к первому ряду, при этом стараясь полностью закрыть строчку пришитого ряда. Каждый ряд тщательно утюжат.

Можно строчить и по шаблону, по изнаночной стороне, а потом вывернуть на лицевую, но тогда трудно сделать четкий угол– кончик. Уголки могут разлезаться и сыпаться. Легче всего пришивать уголки по прямым линиям.

Узоры из уголков варьируются и по форме, и по цвету. Можно, например, небольшие оранжевые уголки накладывать на центр крупных красных или мелкие уголки чередовать с крупными через раз или два. Здесь множество вариантов – как подсказывает фантазия.

Очень мило выглядит лоскутное одеяло или панно, края которого украшены разноцветными уголками в качестве фестонов.

Половик «Солнышко»

Довольно популярно шитье круглых изделий (ковриков и салфеток) в симпатичной технике «Уголки». Оно носит милое название «Солнышко». 

Схема шитья половика «Солнышко» с зубчатыми краями 

Схема шитья половика «Солнышко» с круглыми краями

На плотной круглой основе прочерчивают циркулем несколько окружностей, по которым пристрачивают уголки. (Удобнее работать с уголками, образованными в два сложения.) Первым делают самый нижний ряд, затем последовательно другие, двигаясь от краев к центру. В середину круга (а она остается незаполненной) на руках пришивают потайным швом круг из плотной ткани или кожи.

Можно уголки выкладывать от центра к краям – тогда, в отличие от первого варианта, край изделия будет круглым, а не зубчатым. В центре пришивают цветной круг из ткани или кожи и накладывают на него первый ряд уголков вершиной к центру. Основание первого ряда совмещают со срезом центрального круга и пристрачивают все одним швом. Утюжат.

Когда уложен последний ряд уголков, изделие снова утюжат, подрезают выступающие углы и окантовывают каймой вместе с подкладкой. (Кайма кроится по косой.)

Более сложный вариант, когда к последнему ряду уголков, повернутых внутрь изделия, пришивают уголки, торчащие «солнышком» наружу. В этом случае образовавшиеся швы прячут под декоративной тесьмой или полоской плотной ткани, нашиваемой поверх изделия. А круглую подкладку подшивают по шву потаиным швом к нижним уголкам.

Интересные и красивые композиции получаются и в форме квадрата, когда уголки пришивают от края к центру. Здесь очень важен правильный подбор ярких, контрастных тканей. Принцип шитья тот же, что и при изготовлении половика «Солнышко».

Оглавление


Источник: http://tinlib.ru/hobbi_i_remesla/loskutnoe_shite_prakticheskoe_rukovodstvo/p4.php



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Лоскутное шитье: быстрые техники шитья, техника для начинающих Быстрое построение выкройки брюк

Один из быстрых техник лоскутного шитья Один из быстрых техник лоскутного шитья Один из быстрых техник лоскутного шитья Один из быстрых техник лоскутного шитья Один из быстрых техник лоскутного шитья Один из быстрых техник лоскутного шитья Один из быстрых техник лоскутного шитья Один из быстрых техник лоскутного шитья

Похожие новости